(Черновик)
Моё скромное мнение о курсе традиционной восточной медицины АГМА
"Пророку и демагогу не место на кафедре в учебной аудитории. Пророку и демагогу сказано: "Иди наулицу в говори открыто". Это значит: иди туда, где возможна критика. В аудитории преподаватель сидит напротив своих слушателей: они должны молчать, а он - говорить. И я считаю безответственным пользоваться тем, что студенты ради своего будущего должны посещать лекции преподавателей и что там нет никого, кто мог бы выступить против него с критикой."
(М. Вебер)(link)

"Не пытайтесь ничего понять! Понять — не реально! И как только вы будете привлекать знания, будет осечка, … не будет ничего получаться!"
(В. И. Петрик)



Курс традиционной восточной медицины (ТВМ) входит в состав кафедры факультетской терапии АГМА. Заведует курсом к.м.н. Е. Е. Молчанова. Студенты 5 курса успешно обучаются основам ТВМ на соответствующем цикле. (link)

"- Одновременные боли в крышке черепа и зубах характерны для заболевания меридианов почек и сердца вследствие проникновения холода."

"- Поверхностный сон с эротическими сновидениями и поллюциями говорит о пустом огне почек;"

"- Зелено-синий цвет лица указывает на боли, холод, застой и судороги за счет ветра;"

"- Если налет на языке имеет пепельно-серый или черный цвет и является сухим, то это свидетельствует о том, что пылающий жар нанес вред инь."

"Почки - хранилище жизненной энергии, врожденной энергии, если энергии в почках много, при их достаточной функции, пульс будет сильным даже при сильном надавливании в точках чи."

"- тонкий, боязливый голос, который вначале громок, а затем становится тихим свидетельствует о внутреннем нарушении;
- пациенты, которые много говорят и обладают сильным голосом, находятся в большинстве случаев в састоянии жара;
- люди, которые мало говорят и имеют тихий слабый голос, или речь которых часто запинается, страдают состоянием пустоты и холода;"

"Причиной отрыжки бывает состояние холода чи в желудке. В основе ее может лежать также отсутствие равновесия между желудком и печенью. Другой причиной является состояние пустоты желудка и подъем в противоположном направлении чи."

"- если пот имеет резкий и неприятный запах, то это указывает на наличие в организме нарушений вследствие ветра, влажности и жара;"

"При синдроме избытка Ян или Инь важно определить, что первично, избыток отдельных органов (функциональных систем), патогенных биоклиматических Энергий или недостаток противоположной системы. Иначе говоря, является ли это преобладание, гиперактивность Ян или Инь первичным, истинным или это вторичное преобладание, как, например, при синдроме дефицитного Огня вследствие недостаточности Инь Почек. От уточнения этого зависит характер лечения."

(Е. Е. Молчанова)(link)

Как это понимать? - Не считаешь ли ты восточную медицину бредовым идеалистическим учением?
- нет, я думаю что восточная медицина имеет право на существование, очень интересная наука. мне понравился цикл.
(из разговора со студенткой)

Удивление у меня вызывают не столько молчановские методички, сколько реакция многих студентов на преподавание им традиционной восточной медицины.

"Китайская акупунктура имеет тысячелетнюю историю. Она не только проста и экономична, но и очень эффективна при различных заболеваниях. Поэтому она является наукой. Я надеюсь, что врачи Западной и традиционной школ объединят свои усилия на пути дальнейшего совершенствования и развития ее техники и науки."
(Чжу Дэ, Новая акупунктура, 1950 г.)
Теория традиционной восточной медицины - это передовая научная теория, надёжно обоснованная британскими учёными. Британские учёные надёжно установили факт существования 12 парных и 2 непарных меридианов в организме каждого человека. Британские учёные доказали, что "каждой части тела соответствует своя область ушной раковины, и стимуляция расположенных в этих областях точек позволяет влиять на состояние соответствующих органов тела". На какой стадии эмбриогенеза у человека появляются меридианы? На какой стадии эволюции жизни они появились? Когда их число достигло четырнадцати? Возможно ли мспользование Чжень-Цзю в ветеринарии? Сколько меридианов у собаки? У курицы? У зайчика? Что является материальным субстратом Чи? Традиционная китайская медицина весьма популярна. Большая популярность методов ТКМ свидетельствует об их высокий эффективности.

Однажды к Ходже пристали мальчишки. Чтобы отделаться от них, он сказал, что за углом стоит телега с яблоками. «Яблоки, яблоки!!!», закричали мальчишки и побежали за предполагаемым угощением. Ходжа долго смотрел им вслед, а потом подумал: «Строго говоря, множество людей не может быть не право. Раз эти чистые, невинные дети считают, что за углом дают яблоки, значит так оно и есть!». «Яблоки, яблоки!!!», закричал Ходжа Насреддин и, подобрав полы халата, помчался вслед за мальчишками.(link) "Су Джок терапия, воспринявшая Великий Дух Любви, стремится донести его ко всем людям на Земле и помочь им осознать, что этот Великий Дух Любви, содержащийся в системах соответствия кистей и стоп, в конечном счёте, направлен на установление мира на нашей планете."
(Пак Чже Ву, создатель Су Джок терапии, из книги "Су Джок для всех")
Су Джок терапия - тоже интересная наука. Примеры замечательных исцелений. Чжень-Цзю терапия? Нет такой специальности! Невролог может стать рефлексотерапевтом. (терапевт, оказывается, тоже)(link)

Предусмотрено ли образовательным стандартом по специальности "лечебное дело" изучение традиционной восточной медицины?
Ответ очевиден!

Далеко ли ушла современная рефлексотерапия от Чжень-Цзю? Оперирует ли понятием "Ци" современная рефлексотерапия? Очевидно, что E(Чи)≠mc2.

"Все науки делятся на две группы: физика и коллекционирование марок." (Э. Резерфорд) Столетиями люди пытались понять причины и способы лечения болезней. К сожалению, до относительно недавнего времени подавляющее большинство выводов, к которым они пришли, не улучшило чудесные защитные и восстановительные силы организма. Большая часть истории медицинской науки выглядит, как длинный перечень причудливых теорий, богов и демонов, которых следовало призывать и отгонять, зелий, патентованных средств, экстравагантных варев, ритуалов и, что хуже всего, изуверских процедур (типа кровопускания, потребления ядов, сверления дырок в черепе) и прочих издевательств, которые люди в мантиях ученых изобретали для лечения болезней, — если, конечно, несчастным пациентам удавалось после этого выжить. Кто-то справедливо заметит, что традиционная китайская медицина, гомеопатия и некоторые другие системы врачевания дожили до наших времен главным образом потому, что они, как правило, почти не вредят пациенту и тем самым предлагают ему возможность вылечиться, не получая дополнительных травм от рук врачей и целителей. (link)
Годная статья про акупунктуру. Чтение молчановских методичек вызывает у меня желание биться головой об стену.

Методички полны тонкой иронии и искромётного юмора. Теория традиционной восточной медицины - идеалистическое учение, основанное на витализме. Эфир, теплород, витализм, традиционная восточная медицина - одного поля ягоды.

В дополнение к курсу традиционной восточной медицины целесообразно было бы создать курс гомеопатии в составе кафедры фармакрлогии, курс алхимии в составе кафедры общей химии, НИИ телегонии им. Кулеши и кафедру астрологии, потому что всё это очень интересные и нужные науки и медик без их довольного познания совершенен быть не может. В СПбГМУ создана-таки кафедра гомеопатии. В плане преподавания телегонии некоторый прогресс уже достигнут: она преподаётся некоторым группам на кафедре факультетской хирургии АГМА. Также на кафедре патофизиологии существует специальный курс патофизиологии Кудрина. телегония, ТВМ... Что будет дальше?

Точки, меридианы, энергия, синдромы, Чи - псевдотерминология в контексте псевдонауки. Курс традиционной восточной медицины в составе кафедры факультетской терапии - это воплощение конца антагонизма науки и лженауки.

Следует помнить, что традиционная китайская медицина по отношению к Западной является медициной нетрадиционной. Пипл хавает и как обычно...

15 лет (!) студентам АГМА преподается ТВМ. Недоумеваю, как такое возможно?

"Понятия, основанные на фактах, знакомых поналышке, неполно и поверхностно, подобны зданиям из рыхлого материала, которые при первом же толчке разваливаются. Нетерпеливое стремление к преждевременной абстракции при преподавании может, поэтому, принести только один вред. Образованные таким способом понятия потенциально содержат в себе плохо описанные и бледные индивидуальные образы, которые особенно легко могут ввести в заблуждение." (Э. Мах)
В курсе ТВМ значение используемых терминов не разъясняется или почти не разъясняется.

"Ясно распознанное заблуждение является в качестве корректива в такой же мере элементом, содействующим познанию, как и положительное познание."
(Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. /Э. Мах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 456с.: ил.)
Надеюсь, что распознание в восточной медицине ереси будет способствовать у читателя познанию.

Допустимыми формами преподавания ТВМ по моему скромному мнению являются:
1. Электив "традиционная восточная медицина" для студентов.
2. Рефлексотерапия на ФПК и ППС для специализирующихся неврологов и терапевтов.

"Очень верю деду Дарвину, деду Павлову и деду Анохину." А. Чечурин. Годное высказывание!

"Мы зато ещё рассматриваем наши субъективные понятия как физические реальности." (Э. Мах)
Вот и некоторые студенты, проходящие цикл ТВМ, начинают рассматривать абстрактные понятия теории ТВМ как физические реальности.
Отсутствует образовательный стандарт по курсу ТВМ, что приводит к преподаванию на курсе ТВМ самых фантастических теорий под видом научных.

В каких единицах измеряется Ци?

В ТВМ понятие "синдром" - это мимикрия.
Некритическое отношение студентов к преподаваемому материалу.
Витализм является теоретической базой основой Чжень-Цзю терапии.

Первый курс. Учиться весело. Второй курс. Всё идёт по плану. Теоретические кафедры работают грамотно. Третий курс. Внезапно Кудрин! Вода, термосы, Базиев/электрино, МИС РТ и много, много воды. Возникало желание забросать лектора помидорами. На прчих кафедрах без отклонений. Четвёртый курс. 3-й корпус ГКБ. 2-й этаж. В хирургическом отделении висит плакат со статьёй доцента В. Ф. Кулеши, опубликованной в журнале "Женский магазин", посвящённый телегонии. Ей подвержены все собаки и человеки. Доцент В. Ф. Кулеша это гарантирует! Пятый курс. Восточка! Студенты в обязательном порядке проходят цикл ТВМ. 3-й корпус МУЗ ГКБ, 1-й этаж. Две учебных комнаты. Е. Е. Молчанова и Ю. С. Медведева.

Далеко ли ушла современная рефлексотерапия от Чжень-Цзю? Что является морфологическим субстратом меридианов?

По меридианам течёт ток или распространяелся ПД?
Хахахахахахахахахахахахахахахахахахахаха, ржунимагу!!

Очевиден простой факт: теория Чжень-Цзю терапии основана на витализме и не является научной теорией. Зачем студентам эти комиксы? Студенты недостаточно хорошо ориентируются в физике и физиологии. ТВМ вносит путаницу и неразбериху. Многие студенты не знают научную методологию и что такое вообще наука. КСЕ не хватает.
Сам факт преподавания студентам нетрадиционной медицины на обязательном цикле вызывает недоумение. Считаю это недопустимым.

Воображаемая Ци циркулирует по воображаемым меридианам. Здравомыслящий человек при чтении методичек должен испытывать КД.

Какое отношение к научной терапии имеет нетрадиционная восточная медицина? Существоание ТВМ в качестве обязательного для студента цикла считаю недопустимым. Ци и миридианы физически необоснованны. Может это и работает но это не наука. Восточная медицина это часть восточного мистицизма. Ци и меридианы не имеют физического смысла. ВМ преподаётся не па ровном месте, а на почве безграмотности. В Китае медицины раздельно.

В чем заключается актуальность курса ТВМ для врача-лечебника?

Под видом ТВМ могут преподаваться самые фантастические теории. Под видом ТВМ можно преподавать любую глупость, особенно при отсутствии образовательного стандарта. Преподавание ТВМ без предварительного изучения китайской философии и разъяснения используемых терминов способно вводить в заблуждение, особенно тех, кто знакомится с ТВМ лишь поверхностно. Изменить содержание методики преподавания и объяснить студентам, что ТВМ не вписывается в науку.

facepalm.jpgИздание ДвТВМ - это простое недоразумение процесс, для которого есть почва. Смешивают ТВМ с научной. Получается ахинея полная. Может восточка чем-то интересна и ценна, но в таком виде преподаваться не должна. Курс ТВМ, преподаваемый в таком виде, - вызов здравому смыслу. К курсу восточки нельзя относиться серьёзно и говорить о нём без улыбки.

Забавляет объединение восточной медицины с официальной. Писать историю по ТВМ - это абсурд. С другой стороны, альтернативу надо знать, понимать и уметь применять на практике понимать ее бредовую сущность уметь ее критиковать, понимать сущность и причину альтернативы.

"Куда идёт энергия от языка?" - спросили студента на занятии.
- Если подключить проводки с током, то пойдёт энергия, а иначе не идёт, - ответил студент, в результате чего ему предложили покинуть учебную аудиторию.
Лютый, бешеный маразм.

ВМ - клиническая практика низшего качества.

Я бы не возражал против электива "история восточной медицины", но вводить ВМ в качестве обязательного цикла с написанием истории - это дико.

Субъективизм - основа восточки.

Преподавание ВМ не основано на понимании. Значение используемых терминов разъясняется недостаточно.

Традиционная терапия и ВМ - понятия и роды деятельности несовместимые.

Почему не предупреждаете студентов о ненаучности теории ТВМ? Не знаете ли, что многие воспринимают всё буквально?

Энергия Чи нематериальна, не принадлежит пространству-времени и не равна эмцэ в квадрате.

Ценное учебное время заполнено ТВМ.

Влияние соседства с ХУТКМ и результат сотрудничества с ним?

О чём говорит спокойная реакция студентов на преподавание им идеалистического учения, основанного на витализме?

Курс ТВМ - это издевательство над студентами и пародия на медицину.

Целесообразно было бы организовать кафедру альтернативной медицины - вот она быи занималась и Чжень-Цзю, и Су Джок, и аурикуло- и иридодиагностикой, и алхимией, гомеопатией и прочими подобными учениями и всякими народными медицинами и прочим целительством.

Чем русская народная медицина хуже китайской?
Что мне до ваших сказок? Пожалуйста, другим читайте и рассказывайте.
Ликвидация курса ТВМ не устранит проблему. Народ хочет зрелищ.

====================================================

"Физическая основа (пульсовой диагностики) - Чи (энергия) и сюе (кровь). Чи ускоряет кровообращение, оно зависит от нее. Сосуды не дают энергии уходить из организма. Сердцебиение (частота и сила) зависят от функционирования Чи."

"Суждения, подлежащие сравнению, могут оказаться и с самого начала совместимыми, способными существовать рядом без противоречия. Дальнейшее приспособление кажется в таком случае ненужным. Однако требовать или не требовать дальнейшего установления гармонии зависит от индивидуальности мыслителя, от его эстетической, логико-экономической потребности. Для некоторых умов разнороднейшие представления оказываются совместимыми, потому что они принадлежат к областям, не приходящим никогда в соприкосновение, например, самые странные предрассудки в одной области с величайшим здравомыслием - в другой. Это встречается у тех, кого мышление зависит от настроения и обстоятельств, кто в разных случаях мыслит различно, не заботясь об органической связи больших кругов идей. Противоположны этому такие исследователи, как Декарт, Ньютон, Лейбниц, Дарвин и др."

"Предварительное допущение, сделанное на пробу, в целях более легкого понимания фактов, но не поддающееся еще доказательству фактами, мы называем гипотезой."

"Решительное отвращение к гипотезам высказывал Ньютон. Первое его философское правило или правило исследования гласит: "Не следует допускать причин в объяснении природы больше, чем их действительно существует и необходимо для объяснения явлений". Это правило содержит ясное наставление не выдумывать никаких объяснений, если фактически известное достаточно для понимания."

"Синдромы недостаточности (дефицита или пустоты) всегда соответствуют недостаточности антипатогенной Энергии, т. е. также характеризуют состояние антипатогенной Энергии. При этом патогенный фактор может быть сильным или слабым (но не может быть недостаточным)."

"Синдром холода (Хань) вызван экзогенным холодом и (или) недостаточностью Ян Энергии организма, основной функцией которого является согревание тела. Синдром холода при воздействии чрезмерного экзогенного Холода, в развитии которого решающую роль сыграла недостаточность антипатогенной согревающей Ян Энергии, расценивается как синдром дефицитного типа."

Зачем же в АГМА создана кафедра ТВМ? Мне представляется совсем простая штука:
1. Обучение наших в Китае.
2. Создание у нас кафедры ТВМ.
3. Вайп учебной программы циклом восточки.
4. ???????
5. PROFIT!

Также существует мнение, что кафедра ТВМ создана под давлением китайской мафии.

" - если от стула исходит зловоние, то это является признаком состояния жара;
- неприятный и едкий запах указывает на холод;
- острый, едкий запах мочи свидетельствует о том, что влажность и холод проникают в организме вниз;"

"...Понимание и знание всех основных меридианов, их внутренних и наружных ходов, окутывающих организм человека, как сеть, очень важно, т. к. нарушение протекания энергии в одном участке влечет за собой нарушение равновесия во всей системе." (Преподавание традиционной восточной медицины в системе подготовки врача. Доровских В. А., Хоменко Е. И., Второва Л. Ю., Попова Р. В. Аспекты обрузовательной деятельности в высшей школе. Благовещенск, 1996)

"Нельзя судить, не дав себе труда глубоко изучить этот вопрос. Отвергнуть легко, проникнуть в существо дела много труднее." (В. Вогралик, 1960)
Неужели для отвержения астрологии я должен ее глубоко изучить?

"Теплород - вещественная причина жара, тепла и холода, непостижимо тонкая жидкость, изливающаяся из Солнца и поникающая во все тела физического мира, невидимая, невесомая и только ощущением ощущаемия." ("Словарь церковнославянского и русского языка", изданный в середине XIX века)

"Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе." (К. Прутков)

Перефразируя М. Е. Салтыкова-Щедрина можно сказать, что "если допустить студентов рассуждать, то, пожалуй, они дойдут до таких вопросов, как, например, действительно ли существует такое предопределение, которое делает для них обязательным претерпение даже такого бедствия, как, например, краткий, но совершенно бессмысленный цикл ТВМ?"

"Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие, сделавшись невидимым, много тебя в дальнейшем облегчит." (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Наиболее последовательными сторонниками концепции витализма в нашей alma mater являются Е. Е. Молчанова и Ю. С. Медведева и исповедуют китайскую школу витализма. Складывается впечатление, что Владимир Анатольевич с ними в принципе солидарен.

"Главное, чтобы все было не по закону, а по справедливости." (Р. А. Кадыров)

Теория ТВМ основана на догмах: циркуляция Ци, количество меридианов и т. п.








См. также сканы методичек Е. Е. Молчановой
Литература:
  1. Молчанова Е. Е. Диагностика в традиционной восточной медицине. Учебно-методическое пособие. Благовещенск, 2005 г. - Вот прямо по этой методичке студенты должны готовиться к занятиям.
  2. Молчанова Е. Е. Система Цзин-Ло: локализация основных точек акупунктуры. Учебно-методическое пособие для студентов. Благовещенск, 2009 г.
  3. Кафедра традиционной восточной медицины АГМА
    http://www.amursma.ru/oldweb/kafe/vmed.htm, http://amursma.ru/page.php?26
  4. Кафедра факультетской хирургии АГМА
    http://www.amursma.ru/page.php?44
  5. Кафедра факультетской терапии АГМА
    http://www.amursma.ru/page.php?43
  6. Чжу Дэ, Новая акупунктура, 1950 г.
  7. Овечкин А. М. Основы Чжень-Цзю терапии. - Саранск, 1991
  8. Су Джок терапия - примеры замечательных исцелений
    http://sujok.ru/rus/treat/showcase.php3?travmotologia
  9. Образовательный стандарт по специальности 040100 "Лечебное дело"
    http://infopravo.by.ru/fed2000/ch06/akt21284.shtm
  10. Кафедра традиционной медицины и гомеопатии СПбГМА им. И.И. Мечникова
    http://www.mechnik.spb.ru/kafedra_tradicionnoi_mediciny_i_gomeopatii/
  11. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. /Э. Мах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 456с.: ил.
  12. Лекции А. Г. Кудрина
  13. Плакат В. Ф. Кулеши
  14. Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации
    http://www.spruce.ru/attestation/demands/access/2008_112.html
  15. М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города.
    http://az.lib.ru/s/saltykow_m_e/text_0010.shtml
  16. Бюллетени "В защиту наукм" комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований
    http://www.ras.ru/digest/fdigestlist/bulletin.aspx
  17. Что такое альтернативные методы лечения?
    http://apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=26&id2=258
  18. Насколько научны методы альтернативной медицины?
    http://apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=26&id2=276
  19. Вариации на тему ци
    http://apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=26&id2=304
  20. Гомеопатия: история и принципы
    http://apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=26&id2=305
  21. Джеймс К. Уокер. Акупунктура.
    http://apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=26&id2=139
  22. Биорезонансная терапия
    http://skeptik.net/clinic/brt1.htm
  23. Телегония
    http://skeptik.net/pseudo/telegon.htm
  24. Библиотека "Светский гуманист"
    http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml
  25. Альтернативная медицина. Научно-практический журнал.
    http://infamed.com/altmed/index.html
  26. Ученые сомневаются в ценности иглоукалывания
    http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_7855000/7855391.stm
  27. Пульсовая диагностика
    http://zdoroviev.narod.ru/pulsovay_d.htm
  28. Макс Вебер. Наука как призвание и профессия.
    http://lib.ru/POLITOLOG/weber.txt
  29. Меридианы
    http://www.ain-2.ru/merid/index.htm
  30. Методы восточной диагностики.
    http://valeo-puls.narod.ru/Opisanie.htm
  31. Теотия аурикулярной медицины.
    http://www.no-smoking.ru/sections/articles/auricularak/auricularak-3
  32. Стратегия ВОЗ в области народной медицины 2002 - 2005 ccskrf yt hf,jnftn
    http://mllsk.narod.ru/str-voz.pdf
  33. Учёные против лженауки - группа в Контакте
    http://vkontakte.ru/club21168
  34. БСЭ - Медицина
    http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00046/60600.htm?text=%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0&stpar3=1.5
  35. Сеанс водяной магии с разоблачениями
    http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000315
  36. Резонансные технологии
    http://ikar.rusmed.ru/about.php
  37. Британский учёный о живой воде
    http://www.quantmagics.ru/volumes/VOL242005/p4134.html
  38. Эволюция представлений о морфологическом субстрате биологически активных точек и энэргетических мередианов в системе Китайской классической чжень-цзю терапии
    http://www.npl-rez.ru/litra/pp01.html
  39. Популярность креационизма в Европе объясняется не религиозностью, а научной безграмотностью
    http://elementy.ru/news/431014
  40. Акупунктура. Форум.
    http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=40476
  41. http://ru.wikipedia.org/wiki/Наука
  42. http://ru.wikipedia.org/wiki/Медицина
  43. http://ru.wikipedia.org/wiki/Традиционная_медицина
  44. http://ru.wikipedia.org/wiki/Народная_медицина
  45. http://ru.wikipedia.org/wiki/Альтернативная_медицина
  46. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гомеопатия
  47. http://ru.wikipedia.org/wiki/Акупунктура
  48. http://ru.wikipedia.org/wiki/Традиционная_китайская_медицина
  49. http://ru.wikipedia.org/wiki/Меридиан_(акупунктура)
  50. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ци
  51. http://ru.wikipedia.org/wiki/Биорезонанс
  52. http://ru.wikipedia.org/wiki/Псевдонаука
  53. http://ru.wikipedia.org/wiki/Паранаука
  54. http://ru.wikipedia.org/wiki/Витализм
  55. http://ru.wikipedia.org/wiki/Плацебо
  56. http://ru.wikipedia.org/wiki/Теплород
  57. http://ru.wikipedia.org/wiki/Комиссия_по_борьбе_с_лженаукой
  58. http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_тайна_воды_(фильм)
  59. http://ru.wikipedia.org/wiki/Телегония_(теория)
  60. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сциентизм
  61. http://ru.wikipedia.org/wiki/Антисциентизм
  62. http://lurkmore.ru/Символизирует
  63. http://lurkmore.ru/Как_бы_намекает
  64. http://lurkmore.ru/Британские_учёные
  65. http://lurkmore.ru/Гомеопатия
  66. http://lurkmore.ru/Эксперты_полагают
  67. http://lurkmore.ru/Инфа_100%25
  68. http://lurkmore.ru/Миллионы_не_могут_ошибаться
  69. http://lurkmore.ru/Правила_демагога
  70. http://lurkmore.ru/У_каждого_свое_мнение
  71. http://lurkmore.ru/Всем_похуй
  72. http://lurkmore.ru/Пипл_хавает
  73. http://lurkmore.ru/Телегония
  74. http://lurkmore.ru/Лулз
  75. http://lurkmore.ru/95%25
  76. http://lurkmore.ru/КОБ
  77. http://lurkmore.ru/Когнитивный_диссонанс
(февраль - июнь 2010)